История Вятки и Хлынова

Всё течёт, всё меняется

Города, как живые люди: растут, умирают, некоторых не щадит время, но все изменения и процессы происходящие в них — дело рук людей, а не времени. И порой, проходя по улице на которой последний раз были лет десять назад, задаемся вопросом «А туда ли я попал?». И хорошо, если изменения происходили в лучшую сторону, но к сожалению это не всегда так.


Наш город Киров (Вятку) время и люди не щадили. К сожалению, мы лишены возможности наблюдать красоту и статность Вятки, которая была у города, в его бытность столицей губернии великой империи.


Двадцатый век изменил уже Киров до неузнаваемости: на месте пустырей появлялись величественные или небрежные кварталы, а что-то создаваемое веками, было разрушено за пару лет.


Мы в наших публикациях хотим рассказать о нескольких памятниках архитектуры, которые как и наша история — остались в прошлом, хотя должны быть среди нас.



Городская электрическая станция. 1903 год.



22 февраля 1903 г. «Вятские губернские ведомости» писали: «Так как Вятская городская дума решила устроить в Вятке электрическое освещение по образцу Пермского, надо полагать, что и в Вятке электрическая станция будет оборудована также хорошо». Именно поэтому для разработки проекта станции был приглашён пермский городской инженер-электротехник

Б. Ю. Гецен (Goetzen), замечательный талантливый специалист, о котором много упоминается в различных регионах России, однако до сих пор нет его полной биографии.


К сожалению, о его личной биографии почти ничего не удалось узнать. Известно, что он поляк, предположительно родом из польского города Лодзь.


В 1900 г. Болеслав Гецен принял участие в конкурсе проектов городской электростанции в г.Перми. Всего было представлено 7 проектов. По просьбе Пермской городской управы экспертизу проектов провёл уроженец Пермской губернии, преподаватель офицерских минных классов в Кронштадте Александр Степанович Попов, известный изобретатель радио. Он и утвердил проект Гецена, подтвердив правильность выбора фирмы, выпускающей электрооборудование, – общество «Унион». Решение Попова определило жизнь и деятельность Гецена на следующие 9 лет. Он был приглашён в Пермь для руководства строительством электростанции и дальнейшей её работой.



Вятская городская дума в декабре 1902 г. решает строить в Вятке такую же электростанцию, и уже в самом начале января следующего года комиссия из членов думы посетила Пермь и «вела переговоры с заведующим электростанцией инженером Геценом» о проектировании и строительстве станции16. Болеслав Гецен дал согласие и начал активно работать. О его деятельности по созданию Вятской городской электростанции свидетельствует объёмное дело почти в полторы тысячи листов, хранящееся в Государственном архиве Кировской области. Оно называется «Постройка электрической станции» и включает в себя документы за период с 1 февраля 1903 г. по 5 января 1911 г.17 В деле содержится переписка Гецена с членами Вятской городской управы, с различными фирмами и заводами по приобретению оборудования для станции, заявления претендентов на участие в строительстве и в работе на станции, самая разнообразная документация первых лет работы станции и т. п. Из этой переписки видно, что Гецен вникал буквально во всё – от выбора и закупки паровых и динамо-машин до тройников для водопроводных труб и мраморных досок для облицовки здания станции. Между прочим, указания по закупкам всего необходимого для станции он давал непосредственно вятскому городскому голове Якову Ивановичу Поскрёбышеву. Тон писем Гецена к Поскрёбышеву свидетельствует о том, что между ними сложились не просто деловые, а доверительные отношения. Письма Гецен неизменно подписывал: «Искренно преданный Вам Б. Гецен», успокаивал Поскрёбышева: «Времени ещё довольно, и ни одна ещё работа совсем гладко не сходит, а там впереди ещё препятствия будут»18.


За время строительства и в первые годы работы Вятской городской электростанции Б. Ю. Гецен неоднократно бывал в Вятке. Интересен вопрос о его статусе на Вятской электростанции в это время. В «Памятной книжке Вятской губернии» на 1905 и 1906 гг. Гецен значится как заведующий станцией19. Однако вряд ли он выполнял эти функции в полном объёме, так как одновременно был заведующим Пермской электростанцией и не мог постоянно находиться в Вятке. Из Перми в Вятку он давал указания по строительству и эксплуатации станции, её дальнейшему развитию, составлял сметы и т. п. Большего внимания Вятке он уделить не мог, так как летом 1905 г. в Перми началось расширение здания электростанции, а уже, по крайней мере, в марте 1906 г. заведующим Вятской станцией являлся К. Я. Муйшнек.


И так, закладка станции состоялась 9 мая 1903 года на земельном участке городской управы на углу Спасской и Владимирской улиц (ныне Карла Маркса и Дрелевского). В «Обзоре Вятской губернии за 1903 год» губернатор сообщал, что «построена и полностью оборудована электрическая станция в г. Вятке» (хотя к израсходованным за год почти ста тысячам рублей в следующем году пришлось добавить ещё сорок тысяч).

Фактически первая электростанция начала функционировать 29 (16) ноября 1903 г., а 19 (6) декабря того же года при большом стечении народа она была торжественно открыта и освящена.


По воспоминаниям современника: «Станция давала ток для освещения важнейших учреждений и центральных улиц. На улицах были установлены фонари с лампами Нернста. В определенный час, как стемнеет, в лампах загорались слабые красные огоньки - это начинали раскаливаться керамические пластинки ламп. Раскаливание это длилось 1–2 минуты. Достаточно раскалившись, лампы вдруг вспыхивали ярким ровным светом. В частных квартирах первые годы электричества совсем не было, может быть, кроме квартир высшего начальства».


Помимо современного на тот момент технического оснащения и назначения — из ее окошек расходились провода, выполненная в «кирпичном стиле»: из отборного красного кирпича с оригинальной художественной лепкой и башенкой, она так же являлась настоящим украшением города.


Однако ее век был недолог, и в пятидесятых годах на ее месте появилось новое здание «Кировэнерго».


по материалам публикаций А. Мусихина